Видеосъемка фотоаппаратом Panasonic Lumix DC-GH6: гибридная камера с поддержкой записи в Apple ProRes

Без малого десять лет мы ведем своеобразную рубрику под названием «Видеосъемка фотоаппаратом». Теперь она содержит более трех десятков статей на эту тему, а главными героями обзоров являлись фотокамеры всех известных брендов.

Фотоаппарат или видеокамера?

Заранее приносим извинения за последующие банальности, однако оправдание наготове: эту статью читают не только прожженные зубры, разбившие не одну видеокамеру. Про новичков-то забывать негоже, верно?

Чем, собственно, отличается фотоаппарат от видеокамеры? Где проходит та граница, что разделяет на противоположные классы близкие, по сути, приборы?

Главное положительное отличие «серьезного» фотоаппарата от видеокамеры заключалось и заключается в возможности менять объективы, каждый из которых «заточен» под определенный тип съемки. Еще один плюс фотокамеры — крупный фотоаппаратный сенсор, имеющий бо́льшую чувствительность, чем мелкие видеокамерные. Однако этот крупный фотосенсор выходит боком, когда мы вспоминаем о зуме. Зум — одно из главных орудий видеокамер. Но сделать объектив с большим зумом для крупного сенсора — та еще задачка. Если для современной видеокамеры 12-кратный зум является нормой (у автора имеется видеокамера даже с 40-кратным оптическим зумом), то фотоаппаратный объектив с таким зумом будет иметь размеры с ведро и вес с хорошую гантель. А может, еще больше и длиннее.

Теперь перечислим основные претензии пользователей к фотоаппаратам. Эти рекламации были сформулированы более 10 лет назад и приводятся как есть, но с поясняющими комментариями:

  • Ограниченное время беспрерывной видеосъемки. Это искусственное программное усечение функциональности, по некоторым сведениям, было вызвано торгово-таможенными уложениями. Отсюда есть слабая надежда, что вместе с неизбежным (надеемся, скорым) распадом этих якобы «всемирных» организаций, работающих в пользу понятно кого, подобные абсурдные ограничения исчезнут за ненадобностью, сами собой.
  • Быстрый нагрев до критических температур, который приводит к аварийному отключению фотокамеры. В полноразмерных видеокамерах (не экшн-кирпичиках) эта проблема не столь актуальна благодаря меньшему размеру сенсора, крупным габаритам корпуса и наличию активной системы охлаждения (тихий вентилятор, работающий на выдув).
  • Отсутствие входа питания, невозможность работы от стационарного источника. Такие входы имеются в очень редких моделях фотоаппаратов, в то время как видеокамер, лишенных входа питания, попросту не существует.
  • Неполноценный вывод потока через порт HDMI (низкое разрешение, неотключаемая оверлейная графика). К счастью, современные модели фотоаппаратов этим уже не страдают.
  • Отсутствие встроенного стабилизатора, низкая эффективность оптической стабилизации, встроенной в объективы. В некоторых современных моделях фотокамер появились достаточно продвинутые системы стабилизации, основанные на сдвиге сенсора, усиленные электронной (программной) стабилизацией. Но такие фотоаппараты довольно дороги.
  • Бесноватый автофокус. Фотоаппаратная фокусировка работает медленнее, чем видеокамерная, к тому же она имеет обыкновение «дышать», дергая зум туда-сюда. Для видеосъемки такое поведение автофокусировки совершенно не годится.
  • Пропуск строк при считывании информации с сенсора. В результате кадр наполнен безудержным алиасингом (ступеньки на краях контрастных объектов) и жизнеутверждающим цветным муаром, который проявляется на мелких цикличных текстурах (одежда в полоску, кирпичные стены и т. д. и т. п.). В современных фотокамерах эти недостатки отсутствуют.
  • Ярко выраженный роллинг-шаттер. А все «благодаря» крупному фотоаппаратному сенсору с огромным количеством пикселей, совершенно излишним для видеосъемки.
  • Фотоаппаратный тип конструкции корпуса, неподходящий для съемки видео. Без комментариев.

Многие из этих недостатков сегодня попросту исчезли. Более того, теперь существуют фотокамеры, в которых не осталось вообще ничего из перечисленного (кроме последнего неизлечимого пункта — формфактора). Подобные аппараты преподносятся уже в качестве гибридных камер. Именно так компания Panasonic позиционирует свою новинку, Lumix DC-GH6. И, по заявлениям производителя, в ней типичные фотоаппаратные изъяны отсутствуют. Получается, это уже не фотоаппарат? Давайте проверим.

Конструкция

Доставшаяся нам комплектность может отличаться от магазинной, но вряд ли в ней будут отсутствовать самые необходимые аксессуары. Такие как наплечный ремень, зарядная станция с аккумулятором и сетевым адаптером, кабель USB, кабель-переходник BNC для ввода/вывода сигнала временного кода, рамка для фиксации кабелей, и, конечно же, обязательное руководство пользователя.

Традиционный фотокамерный дизайн, магниевый сплав с пластиком и прорезиненными вставками, высочайшее качество изготовления и сборки — все как положено, не придраться.

Вкратце опишем назначение многочисленных кнопок и колесиков, которыми со всех сторон усыпан корпус. Фронтальная сторона корпуса содержит две функциональных (переназначаемых) кнопки с одной стороны от объектива. С другой стороны находится кнопка фиксации объектива и вспомогательная кнопка видеосъемки, которой вызываются часто используемые операции для видеорежима. Выше расположено гнездо синхронизации вспышки.

На тыльной стороне корпуса, которую видит оператор, расположены:

  • рычажок блокировки управления
  • кнопка режима воспроизведения записанных файлов
  • колесо-селектор режимов фокусировки (буквы MF означают ручную фокусировку (Manual Focus), С — непрерывную следящую (Continuous), а S — однократную покадровую (Single shot). Последний режим нам по понятным причинам не пригодится)
  • кнопка принудительного автофокуса
  • пятипозиционный джойстик (все пять позиций могут играть роль функциональных кнопок)
  • кнопка Q для вызова меню быстрого доступа
  • вращающийся диск управления, он же четырехпозиционный джойстик с четырьмя переназначаемыми кнопками. В центре имеется кнопка для вызова меню и подтверждения выбора
  • кнопка отмены операции и возврата в предыдущий пункт меню
  • кнопка для переключения режимов дисплея

Верхняя сторона корпуса также снабжена большим количеством органов управления. Здесь находятся:

  • диск выбора фоторежима съемки/режима срабатывания затвора
  • диск выбора режима записи с блокирующей кнопкой в центре и боковым рычажком включения-выключения камеры
  • кнопка фотоспуска с режимом полунажатия
  • передний диск для настройки выбранного параметра
  • три кнопки для быстрой настройки баланса белого, ISO и компенсации экспозиции
  • кнопка вывода информации о звуке
  • главная для нас красная кнопка, старт/стоп видеозаписи
  • задний диск для настройки выбранного параметра

Нижняя сторона корпуса не имеет никаких органов управления. Ну, логично. Здесь только резьбовое отверстие для крепления камеры к штативу и откидная крышка батарейного отсека с отверстием для кабеля сетевого адаптера, имитирующего батарею (зачем он нужен, если камера может питаться от сети? На всякий случай, наверное).

На боковых гранях тоже нет кнопок, они целиком отданы разъемам и интерфейсам.

Камера оснащена разъемом для подключения пульта ДУ и микрофонным входом (стандартный миниджек 3,5 мм).

Такой же 3,5-миллиметровый выход на наушники, порт USB Type С и видеовыход HDMI спрятались под откидными крышками на левом боку корпуса. Рядом с крышками находится вентиляционная решетка, откуда выбрасывается отработанный теплый воздух.

Правая сторона корпуса также содержит откидную крышку. Под ней расположены два слота для карт памяти CFexpress и обычных SD/SDHC/SDXC. Рядом с каждым слотом имеется миниатюрный светодиодный индикатор, мигающий при обращении к карте. Интересно, зачем эти индикаторы, если крышка всегда закрыта? Впрочем, их наличие говорит о похвальной скрупулезности разработчика.

Сенсорный экран имеет хитрую конструкцию, которая позволяет наклонить и повернуть его как угодно, это кардинально облегчает процесс съемки. Под откидной пластиной, к которой крепится экран, находится еще одна вентиляционная решетка, но предназначенная для забора воздуха.

Питание

Аппарат комплектуется литий-ионным 7,2-вольтовым аккумулятором DMW-BLK22 емкостью 2200 мА·ч. Его подзарядку можно производить как в док-станции, так и внутри камеры, используя вход USB Type C.

Этот вход используется не только для подзарядки, но и при стационарной съемке. Правда, для того чтобы камера заработала, ей все равно требуется наличие вставленного аккумулятора. Во время работы камеры аккумулятор не подзаряжается.

Время полной зарядки батареи в прилагаемой док-станции составляет два с половиной часа. Что-то как-то долговато. «Родной» сетевой адаптер выдает 5 В 1,8 А. Интересно, а если использовать более мощный трехамперный адаптер, ускорится ли зарядка?

Никак нет. Зарядное устройство отбирает ровно ту энергию, которую дает «родной» адаптер, не выше 1,8 А. Этот факт немножко расстраивает, ведь два с половиной часа на зарядку аккумулятора — это и в самом деле очень долго. Но, с другой стороны, такое относительно скромное потребление энергии дает надежду на использование переносных 5-вольтовых батарей для долгой автономной съемки «в полях». Да, обычных пауэрбанков, даже со скромными характеристиками. Вот, камера спокойно заряжается и даже работает от старенького пауэрбанка, который выдает 5 В 1 А.

Производитель осторожно сообщает, что заряда одного аккумулятора хватает на 100 минут беспрерывной (это важно) видеозаписи в режиме 4K 25p и на 50 минут в режиме реальной эксплуатации. Мы проверили эту версию. И вот что имеем заявить: уважаемый Panasonic! Сдержанность и осмотрительность — качества полезные, но зачем так скромничать? Этот снимок сделан незадолго до выключения фотоаппарата ввиду истощения заряда батареи. Видно, что запись длится уже два часа с четвертью.

Всего же батарея вытянула 137 минут беспрерывной записи, что на треть больше времени, указанного производителем.

Разумеется, в реальной эксплуатации это время сократится, поскольку будут активно задействованы дополнительные потребители энергии: стабилизаторы, автофокус, дополнительная программная обработка. Но, как оказалось, одного заряда батареи вполне хватило на съемку целого юбилейного мероприятия, в результате чего было получено 90 минут материала. И конечно, во время съемки активно задействовался стабилизатор, камера многократно включалась и выключалась.

Нагрев

Конструкция крепления экрана продумана таким образом, чтобы обеспечивать постоянный свободный приток воздуха даже при закрытом экране, прижатом к корпусу. Таким образом, система охлаждения камеры очевидна: забортный (предположительно холодный) воздух входит в корпус, забирает тепло с процессора и сенсора, после чего принудительно выдувается влево.

Сразу пресечем потуги критиков: никакого шума нет. Услышать работу вентилятора можно лишь приложив ухо к выпускной решетке.

Но насколько эффективно такое решение? Отвечаем: очень эффективно! Следующие теплоснимки сделаны после часа непрерывной видеозаписи в режиме 4K 25p при работающем дисплее. Камера находилась на штативе и работала от аккумулятора.

Можно видеть, что некоторые участки корпуса нагрелись до жалких 37 °C. В то время как температура выдуваемого воздуха выше всего лишь на один градус. Воздух просто не успевает нагреться!

Вот что активное охлаждение делает!

Поневоле вспоминается экшн-камера известного бренда, которая в таких же условиях накаляется до 62 °C. Впрочем, ирония тут неуместна, ведь экшн-кирпичик не имеет никакого охлаждения. Он вообще герметичен, в отличие от нашей фотокамеры.

Объективы

Фотоаппарат был предоставлен для тестирования вместе с двумя объективами: Lumix G H-HSA12035E и Leica DG H-E08018E. Параметры этих «стекол» примерно одинаковы, за исключением того, что первый оснащен стабилизатором, а второй (Leica) дает больший угол обзора и лишен стабилизации.

Светосильный Lumix G H-HSA12035E может удерживать постоянное диафрагменное число F2,8 во всем фокусном диапазоне. Встроенный оптический стабилизатор компенсирует мелкое дрожание рук оператора. Благодаря наличию пылевлагозащиты объектив можно использовать в неблагоприятных условиях.

Lumix G H-HSA12035E

Lumix G H-HSA12035E

Lumix G H-HSA12035E

Широкоугольный зум-объектив Leica DG H-E08018E компактен, легок и дает четкое изображение по всему кадру на любых фокусных расстояниях. Этот объектив также не боится влаги и пыли.

Leica DG H-E08018E

Leica DG H-E08018E

Leica DG H-E08018E

Конструктивно объективы различаются тем, что первый имеет телескопический зум, а второй, Leica, не меняет своих габаритов при зуммировании.

Телевиками эти объективы не назовешь, на видеоохоту их брать смыла не имеет. Но для съемок в помещении таких стекол хватит.

Для проведения видеосъемки с рук мы по понятным причинам избрали объектив со стабилизатором. Впрочем, второй объектив не остался без дела, с его помощью проводились сравнительные контрольные съемки тех же сцен.

Технические характеристики

Основные технические характеристики объективов, участвовавших в тестировании, а также самой камеры приведены в следующей таблице:

Объектив Lumix G H-HSA12035E
Крепление объектива (байонет)Микро 4/3
Фокусное расстояние (экв. пленки 35 мм)f=24—70 мм
Конструкция9 групп, 14 элементов
ДиафрагмаF2,8—F22
Угол обзора84°—34°
Минимальное расстояние фокусировки0,25 м
СтабилизаторPower O.I.S.
Диаметр фильтра∅58 мм
Размеры, вес∅67×74 мм, 305 г
Защитавлаго/морозостойкость, пыленепроницаемость
Объектив Leica DG H-E08018E
Крепление объектива (байонет)Микро 4/3
Фокусное расстояние (экв. пленки 35 мм)f=16—36 мм
Конструкция10 групп, 15 элементов
ДиафрагмаF2,8—F22
Угол обзора107°—62°
Минимальное расстояние фокусировки0,23 м
Стабилизаторнет
Диаметр фильтра∅67 мм
Размеры, вес∅73,4×88 мм, 315 г
Защитавлаго/морозостойкость, пыленепроницаемость
Камера Lumix DC-GH6
ДатчикLive MOS 17,3×13,0 мм, 26,52 Мп (25,21 Мп эффективных)
ПроцессорVenus Engine
Крепление объектива (байонет)Микро 4/3
Стабилизация
  • встроенная, пять степеней свободы
  • поддерживается стабилизация, реализованная в объективах Dual IS 2
Носитель
  • слот 1: карты CFexpress (CFexpress типа B)
  • слот 2: карты памяти SD, SDHC*, SDXC* (совместимость с картами памяти стандарта SDHC/SDXC UHS-I/UHS-II UHS с классом скорости 3 и картами памяти стандарта SDXC UHS-II с классом скорости записи видео 90)
Интерфейсы
  • микрофонный вход 3,5 мм
  • выход на наушники 3,5 мм
  • разъем спускового тросика 2,5 мм
  • HDMI Type A: живой вывод 4K 4:2:2 10 бит, вывод таймкода
  • USB Type-C (высокоскоростной USB 10 Гбит/с (USB 3.2 Gen2))
  • Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n и IEEE 802.11a/n/ac), 2,4 ГГц (STA/AP) и 5 ГГц (STA)
  • Bluetooth 5.0
  • площадка «горячий башмак» с синхроконтактом (поддержка вспышек с TTL)
Форматы записив тексте статьи
Программное обеспечение
Питание
  • литий-ионный аккумулятор 7,2 В, 2200 мА·ч, 16 Вт·ч (около 90 минут видеозаписи в режиме 4K 60p)
  • зарядка от USB, подача питания от USB
Прочие характеристики
  • сенсорный ЖК-дисплей 3″, 1,04 Мп
  • видоискатель 0,5″, OLED, около 3,69 млн точек
  • «умный» гибридный АФ (контрастный АФ TTL/фазовый АФ TTL) с режимами работы:
    • АФ по точке
    • непрерывный АФ
    • ручная фокусировка
  • экспокоррекция во время видеосъемки: от −2,0 EV до +2,0 EV
  • чувствительность ISO в видеосъемке: ISO Auto/ISO 200 — ISO 25600
Габариты, вес138×100×99 мм, 823 г с аккумулятором и картой памяти
Рабочий температурный диапазонот −10 до +40 °C

Эту и другую информацию о камере можно увидеть на страничке продукта.

Видео/фотосъемка

Давно мы не тестировали новых камер. Но это не означает, что текст обязательного дисклеймера позабыт. Вот он:

При подготовке статей с обзорами видео- или фотокамер не делается попыток снять художественный, видовой или экшн-фильм, как того хочется многим читателям. Цель каждой сугубо технической статьи — рассказать об эксплуатационных свойствах прибора, по возможности показать, каким образом настройки камеры либо условия съемки могут повлиять на характер и качество получаемого видео, а также ознакомиться с оригинальными видеороликами, снятыми в фиксированных условиях, для последующего сравнения со съемками, которые сделаны другими аппаратами.

Форматы

Обработкой изображения в камере занимается процессор Venus Engine. Камера способна записывать видео в огромном количестве режимов. Основных форматов в камере — всего три: MP4, MOV и Apple ProRes.

Но перечислить все возможные режимы — задача нереальная. Ситуация «усугубляется» тем, что перечисленные в меню исходные режимы можно умножать в разы, а то и в десятки раз, поскольку к основным форматам добавляются разные варианты качества, частоты, субдискретизации насыщенности, цветового диапазона, битовой глубины и коэффициентов матрицы. Подробный список форматов, доступных в камере, приведен в онлайн-руководстве. Беглый подсчет показал, что там перечислено около полутора сотен вариантов.

Краткий список размеров кадра, с которыми может снимать камера, состоит из шести пунктов:

  • Видео 5,8K (5760×4320): видео 5,8K
  • Видео 5,7K (5728×3024): видео 5,7K
  • Видео 4,4K (4352×3264): видео 4,4K
  • Видео C4K (4096×2160): видео C4K
  • Видео 4K (3840×2160): видео 4K
  • Видео высокой четкости (1920×1080): видео FHD

Вызывают вопросы некоторые форматы с нестандартным размером кадра и незнакомым соотношением сторон. Например, 4096×2160 (аспект 1,896) — это куда и к чему? Наверное, чего-то мы не понимаем в кинопроизводстве. Ну да ладно, пусть будут.

При выборе режима можно столкнуться с неработоспособностью каких-то функций, которые возникают из-за действия перекрестных взаимозависимостей. Это правило работает и в обратную сторону: если в фотокамере активирована какая-то функция, то определенный формат становится недоступным.

Если для контейнера MP4 доступно пять вариантов форматов, то контейнер MOV располагает 34 вариантами. Последний контейнер, профессиональный ProRes, дает только два варианта. Но посмотрите на эти битрейты.

MP4
MOV
Apple ProRes

1,6 Гбит/с, или 200 мегабайт в секунду!

Двести. Мегабайт. В секунду.

Или 12 гигабайт за одну минуту. Значит, на полутерабайтной карточке CFexpress поместится около 40 минут такого видео. Действительно, недешевая это штука — постпродакшн.

Для записи этого потока требуется очень быстрый носитель — карта CFexpress. Для кого-то возможность записи в таком формате — одна из «фишек» фотокамеры. Пришлось изыскивать такую карту. И она нашлась. А значит, в статье непременно будут кадры из видео в формате Apple ProRes. Само же оригинальное видео по понятным причинам разместить никак не получится.

Что касается используемых кодеков — тут тоже все очень непросто. В контейнерах MP4 и MOV камера использует два кодека: AVC (H.264) и HEVC (H.265). Использование первого или второго зависит не только от размера и частоты кадров, но и от битности. Так, видео 4K/8bit/100M/30p записывается в AVC, а при записи 4K/10bit/72M/24p уже используется HEVC. Даже некоторые Full HD-режимы тоже используют HEVC.

И лишь с форматом Apple ProRes все просто и понятно. В нем используется кодек, называющийся, как ни странно, Apple ProRes.

Частоты

Скоростная видеозапись в камере реализована посредством создания файлов с увеличенной частотой кадров. В 4K доступна частота 100, а в Full HD — 200 и 100 кадров в секунду.

4K 100p

1080 200p

1080 100p

Помимо фиксированной частоты кадров, пользователь может изменить ее вручную. Но такая функция доступна не во всех режимах записи.

Настройки камеры позволяют переключать системную частоту с PAL на NTSC.

Краткая история происхождения ТВ-систем

С возникновением аналогового телевидения встала дилемма: как прокачать большой поток информации? Выручило изобретение чересстрочной развертки, интерлейса, когда кадр передавался полосами — нечетные-четные. Человеческое зрение составляло из этих полукадров один целый кадр. А для того, чтобы избежать помех и наводок от электросети, передачу полукадров синхронизировали с частотой электросети в данном конкретном регионе. В Европе и большинстве стран мира частота сети составляет 50 Гц, отсюда родился PAL — 50 полукадров, или 25 целых кадров (50i/25p). Но в США и еще некоторых странах частота электросети составляет 60 Гц. Отсюда те самые 60i/30p.

Однако в регионах с системами NTSC ситуация кардинально изменилась с появлением цветного ТВ. Информация о цвете, добавленная в канал, пересекалась с информацией о звуке, отчего возникали помехи. Для того, чтобы в одном канале уместить ч/б изображение, цветное изображение и звук, и при этом не было помех, пришлось снизить частоту полукадров на 0,1%. Так родились 59,94 полукадров в секунду, или 29,97 полных кадров в секунду. Система PAL избежала подобных издевательств благодаря тому, что в ней изначально хватало полосы пропускания для передачи всей необходимой информации и при отсутствии помех.

Сегодня все эти частоты в видеопрактике не требуются, они лишь мешают и вносят сумятицу. Но что мы можем поделать? Кое-где до сих пор считают в футах и дюймах. Не перевоспитывать же. Хотя...

При смене системы PAL на NTSC частоты кадров всех форматов в камере поменяются согласно новым установкам. Например, 50p станет 59.94p, а 200 кадров в секунду превратятся в 240. Но мы живем в России, где частота электросети равняется 50 Гц, значит и снимать станем в этой системе. Помимо съемок на улице, предстоят съемки и при искусственном освещении, а мерцания в кадре нам не нужно. Ведь автоматика выставляет выдержку произвольно, в зависимости от освещенности. И если ТВ-система камеры не совпадает с частотой мерцания некоторых типов ламп, то вероятность подбора неправильной выдержки увеличивается. В результате в кадре появляются противные полосы. А это — испорченная съемка.

Камера, конечно, обладает инструментами, которые помогут бороться с появлением таких артефактов. Например, функция Уменьшение мерцания (видео). С ее помощью можно зафиксировать выдержку в одном из нескольких значений: 1/50, 1/60, 1/100 или 1/120. Однако для того, чтобы эта функция сработала, требуются идеальные условия. Студийные. Где характеристики источников света известны заранее, исключается появление посторонних источников и т. д.

Второй инструмент для борьбы с мерцанием и полосами — вообще уникальный. Он называется Синхронное сканирование. По сути, это точная подстройка выдержки для уменьшения мерцания и горизонтальных полос, что поможет, например, во время съемки экранов. При настройке частоты диапазон простирается от 50,2 до 250,3 с дискретностью 0,1.

Есть и такой вариант: на солнечной улице снимать в NTSC, а в помещении переключаться в PAL. Увы, если бы это было так просто. После смены системной частоты камера не сможет ни записать что-либо на карту («карта переполнена/ошибка карты»), ни воспроизвести записанный ранее материал с карты («нет записей»). Работать можно будет только после обязательного форматирования карты. Что означает потерю всего снятого ранее материала, который еще не сохранен на ПК.

Первичная оценка

Для начальной оценки детализации и характера картинки, которую дает камера, были выбраны шесть режимов: 5728×3024 50p, 4096×2160 100p, 4352×3264 50p, 4096×2160 50p, 3840×2160 50p и 1920×1080 50p. Режимы с низкой частотой кадров не применялись. В следующей таблице приведены участки кадров, а полные стоп-кадры можно посмотреть по ссылкам, которые находятся под миниатюрами.

Съемка в любом из режимов показывает неплохую детализацию, которая говорит о высокой разрешающей способности. Никаких фотоаппаратных артефактов, которые были когда-то настоящим бичом фотоаппаратной видеосъемки, нет даже намека. Речь, в первую очередь, об алиасинге. А вот съемка в Full HD выглядит размыто, словно не в фокусе. Ну, это дело знакомое — все современные камеры хорошо снимают в современные форматы с большим размером кадра, Full HD для них — прошлый век.

Крайне тяжело выбрать какой-то формат в качестве универсального, который бы подошел для всех тестовых съемок. Уж слишком большой выбор. Поступим справедливо: выбирать формат и режим станем по ситуации.

Углы обзора

На изменение углов обзора камеры влияют следующие факторы:

  • используемые объективы (это очевидно)
  • режим стабилизации
  • способ снятия информации с сенсора (Full, Pixel/Pixel)
  • размер кадра (соотношение сторон)

Сочетание или отсутствие этих факторов может дать неожиданный эффект. Чтобы обезопаситься от неожиданностей хотя бы при смене формата съемки, рекомендуется активировать такие функции, как Маркер кадра, Границы кадра и Маркер безопасной зоны. Если эти функции включены, то на дисплее камеры оператор будет видеть границы картинки, которая запишется в файл. А если формат предусматривает аспект 4:3, то и на экран будет выведен кадр с таким соотношением и черными полосами по бокам.

Наши объективы дают разный угол обзора, различия очень заметны — Leica вполне может зваться широкоугольником.

Lumix G H-HSA12035E
Leica DG H-E08018E

Активация электронного стабилизатора приводит к незначительному сужению угла обзора.

Электронный стабилизатор выключен

Электронный стабилизатор включен

Но сильнее всего на угол обзора (с одним и тем же объективом) влияет изменение режима снятия информации с сенсора при переключении в режим Pixel/Pixel. В таком режиме один пиксель в видео соответствует одному пикселю сенсора, значит и угол обзора сужается значительно, что позволяет усилить телескопический эффект «без ухудшения качества изображения» (цитата из руководства).

Режим Full
Режим Pixel/Pixel

Разрешающая способность

Разрешающая способность камеры в старшем режиме съемки (5760×4320) уверенно переваливает за возможности тестовой таблицы. То есть больше 2000 ТВ-линий по горизонтальной стороне кадра. Да, пора переходить на более современные таблицы. Вот только какого же размера они должны быть, если даже этот кусок составлен из трех листов A3?

5760×4320

4352×3264

Ранее уже упоминался режим съемки пиксель-в-пиксель. В таком режиме выдерживается соответствие при записи одного пикселя на матрице одному пикселю видео. То есть информация снимается не со всей площади сенсора, а лишь с центральной его части с размерами, равными размеру кадра видео. Это дает эффект дополнительного зума. Визуально разрешающая способность в режиме Pix/Pix кажется выше, чем в обычном режиме. Но зато появляется муар.

4K, режим Full, объектив Leica

4K, режим Pix/Pix, объектив Leica

Этот муар сильнее заметен в Full HD-съемке.

1080p, режим Full

1080p, режим Pix/Pix

Возможно, начинающий видеолюбитель спросит: почему тестовая мира не снималась другим объективом, вторым? Очень просто: объектив исчезающе слабо влияет на разрешающую способность. Объективы могут иметь разные углы обзора, разный диапазон фокусных расстояний, могут обладать разной светосилой и давать разные эффекты боке, но разрешающая способность от смены объектива не изменится. Ладно, вот доказательство.

4K, режим Full, объектив Lumix

4K, режим Pix/Pix, объектив Lumix

Столь высокая разрешающая способность камеры в натуральной съемке выражается в сохранении самых мелких деталей. Таких мелких, что глазом они обычно не определяются. К примеру, ветки деревьев. Много веток.

5760×4320
3840×2160

Стабилизация

Рассматриваемая камера обладает встроенной системой стабилизации, работающей на принципе сдвига сенсора. Она может усиливаться дополнительным электронным (программным) стабилизатором. При использовании разных объективов список доступных стабилизаторов может выглядеть по-разному.

Объектив Leica
Объектив Lumix

При этом в верхнем правом углу экрана отображаются разные иконки стабилизации.

Объектив Leica
Объектив Lumix

Но странно. Откуда в объективе Leica взялся стабилизатор? Его же там нет. Оказывается, все просто. С таким значком (без надписи Dual или Dual2) отображаются все следующие объективы:

  • Объективы с поддержкой функции стабилизатора изображения
  • Объективы без функции стабилизатора изображения
  • Объективы без функции связи с этой фотокамерой

Таким образом, первый пункт меню настроек стабилизации, называющийся Режим работы, попросту включает основную внутреннюю камерную стабилизацию, ведь объективы со стабилизаторами имеют собственный переключатель, как у нашего объектива Lumix (именно в силу наличия этого переключателя соответствующий пункт в меню недоступен). Остается три типа внутрикамерной стабилизации, которые поддаются включению и даже настройке.

Электронный
Усиленный
Анаморфный

Первый тип стабилизации (Электронный) компенсирует дрожание камеры во время видеосъемки по вертикальной, горизонтальной, продольной, поперечной осям и оси рыскания за счет одновременного использования стабилизатора в объективе, в корпусе и электронного стабилизатора изображения. Второй тип стабилизации рекомендуется использовать в случае выполнения записи с фиксированного ракурса. Наконец, третий способ стабилизации, анаморфный, который имеет пять степеней усиления, предназначен для использования при съемке в анаморфном формате (4:3). Вывод: в обычной съемке, когда оператор находится в движении, а не стоит на месте, и при условии, что съемка ведется с нормальным размером кадра (16:9), второй и третий стабилизаторы оказываются невостребованными.

Приведем сравнительный ролик, составленный из съемки объективом Leica, который не имеет встроенного стабилизатора. Слева — съемка с выключенной стабилизацией. Справа — с активированным усиленным стабилизатором, который предназначен как раз для съемки с фиксированного ракурса.

Неплохо, да. Однако бросается в глаза недостаток такой стабилизации, знакомый по видеосъемке на смартфоны. Речь об искажениях по краям кадра, когда изображение словно плавает. Своеобразный тошнотворный желейный эффект. Нет, пожалуй, применять такую стабилизацию нужно с великой осторожностью.

Теперь проведем съемку в движении с оптическим и электронным стабилизатором, который первый в списке. Прочие режимы стабилизации задействовать нет смысла, мы же движемся.

Да, идеальной такую стабилизацию назвать не получается. Хотя... Это смотря с чем сравнивать. Если сравнить со стабилизацией, реализованной в экшн-камере известного бренда — так это и не стабилизация вовсе, а так, предварительное выравнивание. Но корректным ли будет такое сравнение? Конечно нет. Назначение камер абсолютно разное. А способы и «обвесы», которые применяются в профессиональной съемке, не идут ни в какое сравнение со стилем «выхватил из кармана, навел и снял».

Роллинг-шаттер

Изучим эффект роллинг-шаттера (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). Первое и главное его проявление — наклон вертикалей. Мы давно изучаем этот наклон с помощью специального стенда, где на вращающемся с постоянной скоростью (78 об/мин) цилиндре нанесена вертикальная метка.

Измерение показало, что в рассматриваемой камере роллинг-шаттер дает максимальный наклон в 4° в режиме съемки 4K 50p. Если переключить камеру в режим съемки пиксель-в-пиксель, то наклон уменьшается до 2,5. Это объясняется тем, что в режиме пиксель-в-пиксель сканируется меньшая площадь сенсора, а значит, на сканирование затрачивается меньшее время. В Full HD-съемке, помимо режима пиксель-в-пиксель, можно увеличить частоту кадров до 100 и даже до 200 в секунду. Минимальный наклон вертикалей (а значит, и степень роллинг-шаттера) дает съемка в Full HD с частотой 200 кадров в секунду. Здесь наклон составил менее одного градуса.

Полученный результат можно назвать очень хорошим, сравнимым с профессиональными видеокамерами. Хотя о чем это мы? Рассматриваемая камера — и есть профессиональная.

Автофокус

Фотоаппаратная видеосъемка часто сопровождается так называемым «дыханием» системы автофокусировки. Обычно это происходит в режиме автофокуса AF-C (C — continuous, непрерывный). Даже в статичной съемке, при наличии хорошей освещенности и большого количества контрастных деталей автофокус в большинстве фотоаппаратов непрерывно перенастраивается, двигая кадр вперед-назад. Это считается браком съемки.

Рассматриваемая камера полностью лишена такого недостатка. Автофокус тут действительно видеокамерный. Быстрый, точный, не допускающий фотоаппаратной дискретности. Скорость перемещения однозонного автофокуса меняется в настройках, где доступно два положения: Normal и Fast. Разница между ними почти неощутима.

Первичный вывод: надо брать! Впрочем, есть идея. А если помучить автофокус неразрешимой задачей? Например, такой. При включенном автофокусе попробуем задействовать зум и немного подвигать камерой.

Да, следящий автофокус, как и ожидалось, «поплыл». Он здесь не годится. Только переходить в ручной режим.

Это, конечно, нечестно — ставить камере заведомо невыполнимые условия. Но мы же не зубоскалим, а всего лишь констатируем очевидный факт: чудес не бывает, и никакая камера не может думать за оператора.

Качество сжатия

При выборе режима записи камера не разрешает настроить уровень битрейта, эти значения намертво вшиты в заданный режим. Надеемся, производитель учел, что мы будем снимать такую сложную для кодека сцену, как водный поток, и предусмотрел достаточный уровень битрейта. Конечно, не от одного лишь битрейта зависит качество кодирования, но тем не менее.

Качество сжатия мы решили изучить на примере трех наиболее характерных форматов: 5725×3024 50p 300 Мбит/с, 4096×2160 100p 300 Мбит/с и 3840×2160 50p 100 Мбит/с. Прочие форматы вряд ли имеет смысл пристально изучать, и уж тем более несерьезно разглядывать Apple ProRes.

В следующей таблице приведены участки кадров, а полные стоп-кадры можно посмотреть по ссылкам, которые находятся под миниатюрами.

В старшем режиме (5725×3024 50p 300 Мбит/с) иногда наблюдается намек на пикселизацию в особенно «бурных» участках кадра, но в движении это совершенно незаметно. Еще бы, с таким уровнем битрейта!

Режимы съемки

В камере имеется множество инструментов для «цветокоррекции на лету». Как водится, это встроенные фотостили — Стандартный, Яркий, Естественный, Пейзаж и т. д. Действительно, с их помощью можно тут же, не сходя с места, получить картинку с нужным цветовым настроением, которое соответствует сцене. Но имеется и другой способ получить желаемый цвет. Только не на этапе съемки, а при постобработке. Для этого требуется сохранить как можно больше цветовой информации, что делается с помощью измененной гаммы, не допускающей пересветов и ухода в черное. Такое видео лучше «тянется», поскольку в нем нет изначально «выбитых» участков.

Стандарт

Естественный

L-Neo Классика

Ровный

Пейзаж

Cinelike V2

Like 709

V-Log

Hybrid Log Gamma (HLG)

Однако имеется и третий способ, кардинальный, предполагающий сохранение всей информации (ну, по возможности), а не только той, которую соизволил сохранить кодек с междукадровым сжатием. Конечно же, речь о беспотерьном сжатии, которое в данной камере представлено форматом Apple ProRes. Да, тот самый ProRes с безумным уровнем битрейта.

Читатели, желающие самолично покрутить пространства и гаммы в любимых программах цветокоррекции, могут скачать эти два файла, которые имеют общий вес 5 ГБ.

К прочим режимам записи можно отнести интервальную съемку или скоростную. С интервальной все понятно — устанавливай камеру в охраняемом месте, подавай ей питание и снимай вялотекущие процессы хоть сутки. У нас нет таких процессов и охраняемых мест, зато скоростную запись провести вполне по силам. Напомним, Такая съемка доступна с размерами кадра 3840×2160 и в Full HD. Но если в первом случае максимальная частота кадров составляет 100 в PAL и 120 в NTSC, то Full HD можно записывать с частотой до 240 кадров в секунду. Чем мы и воспользовались.

Красиво, правда? Хотя и маловато. В смысле, частоты маловато. Но камера не предназначена для промышленной съемки взрывных работ. А получить при монтаже хотя бы четырехкратное замедление — дорогого стоит!

Чувствительность

Во время видеосъемки допускается изменять параметры экспозиции на лету, не выключая запись: барабанчиками, расположенными на верхней части корпуса, выбираются чувствительность ISO, выдержка и диафрагма.

Для того, чтобы выяснить, при каком уровне усиления в кадре появляется цифровой шум, мы произвели съемку вечерней улицы при следующих условиях: диафрагма полностью открыта (F2.8), выдержка установлена в 1/50. А теперь начнем крутить барабанчик ISO, постепенно увеличивая чувствительность. Для справки (в качестве точки отсчета) приведем также стоп-кадр, снятый при автоматическом усилении. К слову, камера при такой освещенности посчитала оптимальным ISO 6400. Как и прежде, здесь приводятся лишь участки кадров, а полный стоп-кадр можно скачать по ссылке, находящейся под каждой миниатюрой.

Изучив эти кадры, можно сделать вывод, что автоматика склонна злоупотреблять усилением. Съемка при ISO 3200 гораздо естественнее отражает действительность, в то время как при ISO 6400 кадр не только слишком ярок, но и имеет ненужный шум. Совершенно незачем стараться сделать из ночи день. Впрочем, тут нет поводов для дразнилок: камера не относится к разряду любительских. Тут недостаточно откинуть экран и нажать красную кнопку.

Звук

Пожалуй, мы впервые при изучении камеры обращаем внимание на встроенные в нее микрофоны. И, скорее всего, этот пробный шар так и останется единственным пробным, но уж очень захотелось показать ту колоссальную разницу, которую можно получить с помощью простенькой дешевенькой «пушки».

А дело вот в чем: при съемке скромного пейзажа стояла довольно тихая погода, ветерок лениво шевелил ветки. Однако в «родном» звуке оказалось такое количество ветра, что иных звуков природы не было слышно вовсе. Определить это помогли прихваченные на пленэр наушники закрытого типа (повторяем, задачи изучать звук не имелось). По всей видимости, камера была установлена под таким углом к слабому ветерку, что микрофоны уловили поток воздуха слишком эффективно.

К счастью, при себе оказался и микрофон, конденсаторный скромняга Maono AU-CM10 походного назначения. И вот что получилось:

Конечно, большую роль в данном случае играет еще и то, что внешний микрофон гораздо лучше захватывает звуки, идущие спереди. Потому и журчание ручья, и птички слышны гораздо отчетливее. А ветер... Ну да, он тоже слышен, но его сила не идет ни в какое сравнение с задуванием, которое ловят встроенные микрофоны.

Фото

Конечно, куда же без фотографий. Все-таки камера имеет фотоаппаратный формфактор. Да чего тут говорить, фотографических режимов и инструментов в ней на порядок больше, чем «заточенных» под видеосъемку. Все снимки сделаны на «полном автомате».

с. Доронино, Спасская церковь

с. Доронино

с. Доронино

«Военная» бетонка

г. Иваново, пр. Ф. Энгельса

г. Иваново, ул. Садовая

Программное обеспечение

После включения аппарат готов к записи почти мгновенно, никакой долгой загрузки встроенного ПО не наблюдается. Меню настроек содержит огромное количество страниц, один только видеораздел состоит из семи подразделов. Кстати, два из них посвящены настройкам звука.

Как любая современная камера, аппарат поддерживает управление «по воздуху», с помощью встроенного Wi-Fi-адаптера. Для этого используется приложение Lumix Sync, с помощью которого можно изменить основные параметры прямо во время съемки.

Окно просмотра видеотрансляции можно развернуть в ландшафтный режим и управлять съемкой, не приближаясь к камере, но контролируя на экране все происходящее.

Расстояние, на котором удерживается устойчивая связь между камерой и смартфоном, достигает 45-50 метров при условии прямой видимости и отсутствии преград. Стоит отдалиться еще немного — связь порвется и видеотрансляция остановится. На скриншоте с сообщением о разрыве связи можно видеть оператора, который отошел слишком далеко.

Камера может общаться не только с мобильными устройствами, но и с ПК. Для этого используется программа Lumix Tether для ПК.

HDMI-выход камеры поддерживает вывод картинки вплоть до 4K при 4:2:2 10 бит. Если съемка ведется с размером кадра, превышающим 4K, то на HDMI будет поступать сигнал с понижением. Во время вывода HDMI звуковые сигналы, сигнал АФ и звуки электронного затвора отключаются. HDMI-сигнал может транслироваться как в чистом виде, так и с графическим наложением системных значков, меню и т. д.

Выводы

За время знакомства с камерой главным впечатлением осталось одно: полное отсутствие фотоаппаратных недостатков. Кроме, разумеется, фотоаппаратного формфактора. Но этот аспект слабо влияет на процесс съемки и тем более не имеет отношения к качеству видео. Зато все остальные факторы еще как влияют и имеют:

  • мгновенная готовность к работе
  • яркий сенсорный дисплей и высококачественный электронный видоискатель
  • возможность изменения параметров съемки во время записи
  • огромное количество настроек
  • полнофункциональный видеовыход HDMI
  • гибкий выбор форматов, разрешений, частот кадров и битрейтов, включая Apple ProRes
  • поддержка обеих ТВ-систем (PAL и NTSC)
  • высокая разрешающая способность и светочувствительность
  • отсутствие перегрева во время видеозаписи (активная система охлаждения)
  • удаленное управление
  • хорошая автономность
 

Posted in #ФотоВидеоКамеры

Add comment


Security code
Refresh

Обзоры

Мы в соц. сетях