Диванная аналитика №276. Причины падения средней цены смартфона в России
Привет.
В последние годы средняя цена смартфона последовательно росла. Мы видели, что покупатели осознанно отказываются от моделей первой цены, то есть от самых дешевых устройств. Причина в том, что смартфоны перестали
быть незнакомым товаром, покупатель стал ориентироваться в том, чего он хочет от устройства, каким он его видит. Логика покупки изменилась, стало понятно, что по минимальной цене нельзя приобрести устройство с характеристиками, позволяющими ему прожить несколько лет. Рациональные покупатели в бюджетном и среднем сегментах стали диктовать свои правила игры, они готовы были заплатить больше на 20-30%, но выбрать смартфон, который не нужно будет менять через год.
Р’ третьем квартале 2022 РіРѕРґР° возникла аномалия, средняя цена смартфона неожиданно упала. РќР° рынке есть разные оценки, разброс РѕС‚ 15 РґРѕ 22%. Согласитесь, что РЅРµ РїРѕС…РѕР¶Рµ РЅР° статистическую погрешность. Например, РІ MRG РјС‹ оцениваем среднюю стоимость РІ 23.5 тысячи рублей, РІ Marvel — 19.3 тысяч рублей. Разница ощутимая, РЅРѕ тенденция отмечается РѕРґРЅР° Рё та Р¶Рµ.
В сети я видел множество комментариев про кризис, про то, что люди переориентировались на дешевые модели и отсюда падение продаж. Такой ответ подсказывает «здравый смысл», но он довольно далек от реальности, так как не описывает происходящее на рынке. Как всегда бывает с предположениями, не основанными на знании, объяснение частично затрагивает реальность и во многом ее искажает.
Второй квартал ознаменовался тем, что Сѓ нас была остановка поставок Apple, Samsung Рё СЂСЏРґР° РґСЂСѓРіРёС… компаний, исчезли привычные финансовые инструменты для РїРѕРєСѓРїРєРё — РѕС‚ потребительских кредитов РґРѕ рассрочек Рё трейд-РёРЅ. Цена РїРѕРєСѓРїРєРё резко выросла, Р° продажи упали, РіРѕРґ Рє РіРѕРґСѓ изменение продаж РјРёРЅРёРјСѓРј РЅР° 40% РІ штучном выражении, РІ деньгах только около 20% (РІРѕС‚ РѕРЅ, СЂРѕСЃС‚ цен, который виден наглядно).
Рынок перестраивался, Рё эта перестройка фактически закончилась. Выиграли китайские компании, так как РѕРЅРё продолжили поставлять смартфоны РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ, вкладывали деньги РІ продвижение Рё рекламу. Сегодня СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ рынок смартфонов возглавляет Xiaomi, РІ первую тройку вышли такие компании, как realme, Tecno. Р� если РІ Xiaomi соотношение цена/качество стало давно далеким РѕС‚ оптимального, компания РґРµ-факто заменила отсутствующую Samsung, то Сѓ РґРІСѓС… РґСЂСѓРіРёС… брендов РјС‹ РІРёРґРёРј Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° рынок СЃ помощью ценового предложения. Выбор этого инструмента РЅРµ случаен, так как РЅР° фоне Samsung, Huawei или Honor Сѓ этих компаний слабый маркетинг, меньше возможностей. Попытки напрямую конкурировать СЃ продуктами той Р¶Рµ Samsung неудачны для всех, например, Xiaomi РЅРµ могла этого делать, РїРѕРєР° корейцы присутствовали РЅР° рынке. Причина РІ восприятии бренда, РІ его позиционировании, финансовых инструментах, которые доступны. Рто очень отличающиеся рынки для каждой РёР· компаний, хотя РѕРЅРё РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ РѕРґРёРЅ Рё тот Р¶Рµ РїСЂРѕРґСѓРєС‚.
Поэтому для компаний второго эшелона остается РЅРµ так РјРЅРѕРіРѕ вариантов действий. Пытаться продавать СЃРІРѕРё устройства СЃ хорошей маржой, вкладывать деньги РІ маркетинг РёР· большей прибыли СЃ устройства. РќРѕ объем продаж РїСЂРё этом гарантированно будет небольшим. Второй РїРѕРґС…РѕРґ выглядит интереснее — снизить РґРѕ РјРёРЅРёРјСѓРјР° стоимость, создать объем продаж, как результат, даже вкладывая меньший процент РѕС‚ прибыли, получить возможность лучшего продвижения. РўР° Р¶Рµ Samsung ограничивала этот РїРѕРґС…РѕРґ тем, что выбирала деньги торговых сетей Р·Р° счет кредитов, маркетинговых акций, плана продаж. РўРѕ есть фактически РЅРµ оставляла места для конкурентов, РёС… потолок был четко очерчен.
Во втором квартале эта конструкция полностью сломалась, торговые сети оказались в условиях дефицита товара и готовы были торговать чем угодно, был бы товар. Кредитные линии тут стали вторичными, важнее было само наличие товара, возможность его быстро получить и поставить на полки. Рынок стал рынком продавца, как результат, мы наблюдаем взлет продаж китайских брендов, но далеко не всех.
Кризис изменил представление покупателей о том, что именно является хорошим продуктом. Оно держалось на рекламе и маркетинге, лояльность во многом базировалась на этом. То есть в момент, когда люди хотели купить новый аппарат, они видели вокруг себя рекламу iPhone или какого-то аппарата от Samsung. Сегодня в медиа, городских пространствах вы вообще не можете увидеть такую рекламу.
Неочевидным следствием этого также является то, что чем меньше рекламы, тем больше растет жизненный цикл смартфона. Убирается такой параметр, как «модность», то есть можно спокойно жить и со старым смартфоном, маркетинг не подталкивает к покупке самого-самого аппарата.

Когда за скобки выбора убираются бренд и его стоимость (нет официальных поставок, нет удобных инструментов, нет гарантии), рынок полностью меняется, люди выбирают то, что видят на полках магазинов. Доля Apple резко упала, продажи год к году в четыре раза меньше. Причина? Ограничения, наложенные самой компанией. Нет Apple Pay, не работает магазин приложений, оплата представляет сложность для большинства, и ожидания крайне негативные.
РЎРѕ смартфонами РѕС‚ Samsung ситуация чуть лучше, РЅРѕ продажи также упали очень сильно. Главное для производителя РІ Р РѕСЃСЃРёРё сегодня — это поставки, без РЅРёС… напрямую ждать объема розничных продаж нельзя. РљРѕРіРґР° СЏ РіРѕРІРѕСЂСЋ РїСЂРѕ прямые продажи, СЏ подразумеваю таковые РІ любом СЂРѕРґРµ. РўР° Р¶Рµ Xiaomi продает СЃРІРѕРё товары через дистрибьютора, РЅРµ РїСЂРёРІРѕР·РёС‚ РёС… самостоятельно. Абсолютно нормальный РїРѕРґС…РѕРґ, который РЅРµ выглядит чем-то особенным. Р РѕРІРЅРѕ так Р¶Рµ сегодня торгуют большинство компаний, чтобы снять СЃ себя РІСЃРµ возможные проблемы СЃ санкциями.
Давайте вернемся к китайским компаниям, которые выиграли от кризиса. Спрос на их товар сильно увеличился, и началась ценовая война, цены у той же Tecno таковы, что компания выросла на глазах, села на хвост realme. Отличие цен Tecno от realme примерно в 15-20% на однотипные устройства, что делает соотношение цена/качество наилучшим. � эти две компании за счет борьбы полностью переформатируют российский рынок смартфонов. Обратите внимание, что Huawei с конца лета начала активно продвигать свои смартфоны, выбирались партнеры, которые могут обеспечить дополнительную скидку. Ярким примером стали продажи Huawei Nova Y70 в «МегаФоне», скидка на устройство составляла три тысячи рублей. Продажи оказались высокими.

Причина, РїРѕ которой РІ Huawei пошли РЅР° продажи такого смартфона СЃРѕ СЃРєРёРґРєРѕР№, проста: рынок РЅРµ примет эту модель РїРѕ РёРЅРѕР№ цене РЅР° фоне стоимости realme Рё тем более Tecno. Китайские компании нарабатывают СЃРІРѕРµ будущее, РѕРЅРё его строят быстро Рё эффективно. РџСЂРё этом РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ пожертвовать текущей рентабельностью, сократить ее РґРѕ РјРёРЅРёРјСѓРјР° (РІ конечном итоге сам бренд РІСЃРµ равно заработает, РІРѕРїСЂРѕСЃ только, РіРґРµ — РІ Китае или РІ Р РѕСЃСЃРёРё, РѕР± этом РЅСѓР¶РЅРѕ будет поговорить отдельно, РІ рамках РґСЂСѓРіРѕРіРѕ материала).
Китайские производители второго эшелона навязали свою игру рынку. � те же Huawei, Honor должны следовать этой игре, у них не остается шансов. Такие компании, как vivo или Oppo (входят в тот же холдинг, что realme), терпят убытки, у них нет продаж. В России причина в том, что стоимость их устройств выпадает из текущей ситуации на рынке.
Обратите внимание, что РёР· Р РѕСЃСЃРёРё практически исчезли смартфоны СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… брендов, РІ некоторых изданиях это преподносят как сенсацию. Р’ марте Google закрыла возможность производить такие устройства РІ Китае официально, нельзя получить Android GMS. Р’ теории РјРѕР¶РЅРѕ выпускать смартфоны СЃ чужими фингерпринтами, РЅРѕ РІ таких действиях нет СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Сегодня единственным смартфоном РѕС‚ РЎ-бренда, что имеет какую-то маржу, является устройство РЅР° 6/128 ГБ РЅР° процессоре Unisoc СЃ розничной ценой около 7 тысяч рублей. Р’СЃРµ остальное РЅРµ имеет никаких экономических перспектив. Добавим СЃСЋРґР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ онлайн-площадок, которые распродают товары СЃРѕ СЃРєРёРґРєРѕР№ РІ 50%, чтобы повысить РѕР±РѕСЂРѕС‚ категории. РРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ этих действиях нет.
Рынок РІ Р РѕСЃСЃРёРё сильно изменился, СЃ каждым днем меняются представления людей Рѕ том, что такое хороший РїСЂРѕРґСѓРєС‚ Рё сколько РѕРЅ может стоить. Samsung Рё Apple семимильными шагами теряют СЃРІРѕРё будущие продажи, так как каждый покупатель, отказавшийся РѕС‚ РёС… продуктов, РІ последующем РЅРµ станет РёС… выбирать СЃ той Р¶Рµ легкостью. Зачем платить больше, если РІС‹ можете получить плюс-РјРёРЅСѓСЃ сравнимые характеристики РѕС‚ китайских брендов. Понятно, что тут есть лукавство, РІС‹ РЅРµ получите СЂРѕРІРЅРѕ то Р¶Рµ самое — камеры, софт, множество РґСЂСѓРіРёС… моментов Р±СѓРґСѓС‚ отличаться. РќРѕ если сравнивать цены Рё видеть разницу РІ десятки процентов, выбор для большинства становится очевидным.
Период ценовой войны китайских Б-брендов не будет вечным, более того, в отсутствие официальных продаж той же Samsung в этом нет особого смысла на большой дистанции. Развилок для развития рынка очень много.
Если вернуться к объяснению того, что случилось со средней ценой смартфона в третьем квартале, мы увидим усиление продаж онлайн-площадок со скидками, сокращение числа премиальных устройств (Apple, Samsung, Xiaomi). � это тянет среднюю цену вниз. При этом обратите внимание, что продажи в сегменте до 10 тысяч рублей практически замерли, они остаются на рекордно низких уровнях. Мировой кризис сегодня таков, что в скором времени рост цен станет неизбежным во всех сегментах, смартфоны это тоже затронет. Плюс может ухудшиться качество продуктов. Но это также другая история, про которую нужно будет поговорить отдельно.